Реализуемые программы и проекты

Долгосрочный библиотечный проект "Хочу быть читателем!"

 

Основание проекта. 

                                   «Если с детства у ребенка не воспитывать любовь к книге,

                                   если чтение не стало его духовной потребностью на всю

                                   жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой,

                                   на свет Божий выползает как-будто неизвестно откуда

                                   взявшееся плохое».

                                                               В.А. Сухомлинский.

            Современное детство. Какое оно? Современный ребенок в семь, восемь, девять лет – какой он? О чем думает? О чем мечтает? Чем интересуется? Что читает? И вообще входит ли в круг его интересов книга и какое место в становлении личности она занимает? Так много вопросов.

Специалисты отмечают, что за последние десятилетия произошло падение интереса к чтению, ухудшение его качества: снижение уровня отбора, оценки, понимания использования текста. Книга перестает быть необходимым, каждодневным источником информации, средством организации досуга. Её заменяют телевидение, компьютер, интернет, компьютерные игры. Да, они помогают сократить время, потраченное на подготовку домашних заданий и нахождения необходимой информации, но порой электронные средства массовой информации пропагандируют примитивные, а порой и аморальные произведения, воспитывающие жестокость и дурной вкус. Поэтому как никогда актуальна роль чтения не только как важнейшего средства сохранения интеллектуальной культуры общества, преемственности знаний и существенного фактора социального развития человека, но и как способа развития нравственного потенциала подрастающего поколения.

            По мнению большинства специалистов, приобщать детей к чтению нужно с раннего детства. Возникает вопрос, откуда брать необходимую детям литературу. Ответ может быть однозначным. Даже при наличии в семье хорошей личной библиотеки, сформировать полноценный круг чтения ребенка можно только при активном посещении детских библиотек.

Библиотека – это творческая мастерская, идеальное место для сотрудничества библиотекарей, родителей и учителей начальных классов в привлечении и развитии потребности у детей к книге и чтению.                           Именно детские библиотекари прекрасно понимают, что чтение детей – одна из важнейших перспектив развития духовности, интеллекта, культуры народа, нации, общества, поскольку чтение формирует мировоззрение, закладывает многие нравственные качества, создает творческую самостоятельную думающую личность. 

Мы разработали проект, который состоит из трех ступеней:

1-я ступень – «Как хорошо уметь читать» (литературное развитие первоклассников)

 2-я ступень – «Библиотека радостного чтения: читаем, обсуждаем, играем»

3-я ступень – «Библиотечная грамотность»

 Цели проекта:

Повышение статуса книги и продвижение чтения, привлечение к чтению детей, повышение интеллектуального уровня и развитие читательского вкуса; позиционирование чтения, как интересного престижного занятия, приносящего радость и удовольствие.

 Задачи проекта:

- повышение престижа книги, чтения.

- воспитание читательского вкуса.

- через приобщение к чтению способствовать воспитанию и развитию

  личности

- повысить у детей осознание себя как читателя, научить их получать

  удовольствие от чтения

- стимулирование творческого потенциала детей через книгу

- организация семейного досуга в библиотеке, возрождение традиций

  семейного чтения в библиотеке

- создание в библиотеке комфортной среды для чтения и отдыха

 Организатор проекта: МУК «Гаврилово-Посадская городская библиотека». Детский отдел.

 Целевая аудитория проекта: Дети младшего школьного возраста (1-4 класс)

Период реализации проекта: с 1 января 2014 года по май 2017 года.

 Сотрудничество: Гаврилово-Посадская СОШ № 2.

                             Учитель младших классов Полякова Н.В.

  1 ступень

 «Как хорошо уметь читать»

 (литературное развитие первоклассников)

 

Задачи проекта первой ступени:

- целенаправленно развивать у детей потребность в чтении и посещении библиотеки

- активное развитие познавательных способностей детей через книгу

- сформировать в детях навыки к чтению и книге как к радостному труду

 

Ход реализации проекта

первой ступени «Как хорошо уметь читать»

(1 класс)

 

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки реализации

ответственный

1.

Экскурсия в библиотеку

«Путешествие в книжный город»

январь

Кузьмина А.Г. Ковалева И.Н.

2.

Выступление на родительском собрании с беседой «Как приохотить ребенка к чтению»

январь

Вальщикова М.А.

3.

«Сегодня к нам новый читатель пришел!» (Посвящение в читатели, запись детей в библиотеку)

февраль

Кузьмина А.Г. Ковалева И.Н.

4.

«Мои любимые стихи» (конкурс чтецов)

март

Вальщикова М.А.

5.

«Книжка заболела» (беседа о бережном отношении к книге, учимся подклеивать книги)

 

апрель

Кузьмина А.Г..

 

6.

Семейная игра «Сказочный калейдоскоп»

май

Вальщикова М.А.

Издательская деятельность.

1.Подготовить памятку для родителей «Как приохотить ребенка к чтению»

                                                      1 квартал 2014 года

2. Выпустить открытку-напоминание «О бережном отношении к книге»

                                                   2 квартал 2014 года

 

Ожидаемые результаты первой ступени реализации проекта.

 

В результате реализации первой ступени проекта «Как хорошо уметь читать»  сформируется устойчивый интерес к систематическому чтению и посещению библиотеки. Активизируется познавательная компетенция и  сформируются практические навыки к чтению и книге, как к форме организации личного досуга.

  

2 ступень

 

«Библиотека радостного чтения: читаем, обсуждаем, играем»

Задачи проекта второй ступени:

- повышение престижа книги, чтения

- воспитание читательского вкуса

- через приобщение к чтению способствовать воспитанию и развитию

  личности

- повысить у детей осознание себя как читателя, научить их получать

  удовольствие от чтения

- знакомство детей с произведениями известных детских писателей

 Ход реализации проекта

второй ступени «Библиотека радостного чтения: читаем, обсуждаем, играем.»

(2 класс)

 

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки реализации

ответственный

1.

«Здравствуй, школа!» (мероприятие ко Дню знаний)

сентябрь

Ковалева И.Н.

2.

«Как рубашка в поле выросла»

(о прозе К.Д. Ушинского)

октябрь

Кузьмина А.Г.

3.

«Пришвинская мозаика» (познавательно-игровая программа)

ноябрь

Вальщикова М.А.

4.

«Лесные полянки Виталия Бианки» (литературное путешествие по творчеству В.Бианки)

декабрь

Ковалева И.Н.

5.

Знакомство с творчеством

Е.И. Чарушина (Чтение, обсуждение)

январь

Кузьмина А.Г.

6.

«Лесные сказки Н. Сладкова» (чтение и обсуждение сказок писателя)

 

февраль

Вальщикова М.А.

 

7.

 

«Самая любимая с детства» (Литературный час по творчеству А. Л. Барто)

 

март

 

Ковалева И.Н.

8.

«Любимых детских книг творец и лучший друг ребят» (слайд-презентация по творчеству С.Михалкова)

апрель

Ковалева И.Н.

9.

«Природа глазами русских поэтов» (литературный час по творчеству Ф.Тютчева, И.Бунина, А.Плещеева)

май

Вальщикова М.А.

 

Издательская деятельность.

Выпустить информационные закладки  по изучаемым писателям.

 Ожидаемые результаты второй ступени реализации проекта.

В результате реализации второй ступени проекта повыситься интерес к чтению и книге, возрастёт читательская активность, приобретут углублённые знания по творчеству писателей С.Михалкова, А.Л.Барто,  Е.И. Чарушина,  В.Бианки. Для достижения поставленных целей и активизации познавательного процесса будут использованы разнообразные формы работы, что позволит превратить ознакомление с материалом в увлекательный досуг детей в библиотеке. Начнётся формирование у детей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой, привлечение учащихся к систематическому чтению книг.

 

 

3 ступень

 «Библиотечная грамотность»

3 класс

Задачи проекта третьей ступени:

Формирование начальных знаний, умений, навыков по работе с книгой.

Продолжить работу над развитием познавательных интересов, любознательности.

 

Ход реализации проекта

 

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки реализации

ответственный

1.

«Мы много читали и много интересного узнали» ( анализ летнего чтения)

сентябрь

Кузьмина А.Г.

2.

«О книге и библиотеке» (библиотечный урок)

октябрь

Вальщикова М.А.

3.

«Структура книги» (библиотечный урок)

ноябрь

Кузьмина А.Г.

4.

Выбор книги в библиотеке. Знакомство со справочным аппаратом.(библиотечный урок)

декабрь

Кузьмина А.Г.

5.

Знакомство со словарями и энциклопедиями. (библиотечный урок)

январь

Ковалева И.Н.

6.

«Сто тысяч почему» (научно-популярная литература для детей)

февраль

Кузьмина А.Г.

7.

«Вести со всей планеты» (урок-презентация с элементами игровой деятельности)

март

Ковалева И.Н.

8.

Художники-иллюстраторы детских книг. (урок-знакомство)

апрель

Вальщикова М.А.

 

9.

«Конкурс знатоков» (обобщающая библиотечно - библиографичекая игровая программа)

май

 

 

Издательская деятельность в библиотеке:

 Разработать иллюстрированную памятку для детей «  Выбирай себе книгу как друга» (Алгоритм поиска и выбора книги в библиотеке)

 

Ожидаемые результаты от реализации 3 ступени проекта.

В результате реализации третьей ступени проекта у участников проекта должны сформироваться практические навыки обращения с книгой, умения ориентироваться в библиотеке, умение самостоятельно выбирать книгу, умение ориентироваться в периодических изданиях, умение пользоваться каталогом и находить нужное издание. Эти навыки помогут в дальнейшем получать самостоятельно знания в процессе учебной деятельности.

 

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ДОСУГОВЫЙ ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР РЕМЁСЕЛ"

Основание проекта.

 «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, А то дорого, что руками мастера создано».

 

Русская Земля испокон веков славилась своими мастерами, талантливыми людьми, подарившими нам чудо чудное, диво дивное – изделия народных художественных промыслов. Из века в век в изделиях народных промыслов обитает душа наших предков, выражает себя в глине, дереве, металле, ткани… У каждого промысла своя история возникновения, свой путь развития, свои традиции. Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Федоскино, Палех, Дымка. Богородск – одни из самых известных русских художественных промыслов. 

Чем бы ни занимались народные мастера, они делали это с выдумкой и любовью, и вещи, в которые было вложено немало труда, окружали мастера в течение всей жизни. В наше время художественные ремесла и промыслы продолжают свое развитие. В век технического прогресса и автоматики - предметы, созданные человеческими руками, приобретают особую ценность.

Приобщение и погружение наших детей в русскую культурную традицию - залог их нравственного и психического здоровья. К сожалению,  сейчас  мы живем в непростое время, время  социальных перемен, политических бурь и потрясений, на общество обрушивается поток западной массовой культуры, который особенно сильно влияет на самых беззащитных - наших детей. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Если знакомить школьников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

 

   Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Привлечение к чтению и пользованию библиотекой через организацию культурного досуга.

Задачи.

Организатор проекта: МУК «Гаврилово-Посадская городская библиотека». Детский отдел.

Целевая аудитория проекта: Дети младшего школьного возраста

(2-3 класс)

Период реализации проекта: с 1 марта 2018 года по май 2019 года

Сотрудничество: Гаврилово-Посадская СШ № 2

Учитель младших классов Кузнецова А.В.

 

  

                           Ход реализации проекта.

 

№п/п

Основные мероприятия

Сроки реализации

ответственный

1

«Слава русской старине» - познавательный час

март 2018

Кузьмина А.Г.

2

«Русская матрёшка» - беседа + презентация. Мастер-класс «Раскрашиваем Матрешку»

апрель

Вальщикова М.А

 

«В гостях у дымковских мастеров»- история промысла.

Мастер-класс «Лепим игрушку»

май

Кузьмина А.Г.

 

«Жемчужина народного искусства» - урок-знакомство с филимоновской игрушкой

сентябрь

Кузьмина А.Г.

 

«Как в весёлом Городце» - посиделки

октябрь

Кузьмина А.Г.

 

«Русская гжель. Синяя сказка» - мастерская радости. Мастер-класс по рисованию.

ноябрь

Кузьмина А.Г.

 

«Золотая Хохлома» - творческий урок. Мастер-класс по рисованию.

декабрь

Кузьмина А.Г.

 

«Букеты из Жостово» - познавательный час

январь 2019

Кузьмина А.Г.

 

«Волшебное кружево» - час интересного рассказа

февраль

Кузьмина А.Г.

 

«Рукотворная береста» - урок творчества. Экскурсия в студию бересты ЦРНТ

март

Кузьмина А.Г.

 

«Чудеса из дерева» - встреча с мастером резьбы по дереву Степановым Н.А.

апрель

Кузьмина А.Г.

 

«Город мастеров» - праздник

май

Кузьмина А.Г.

 

Издательская деятельность.

Выпустить:

Буклет «Русские матрешки» - апрель

Буклет «Глиняные игрушки» - октябрь

Буклет «Расписная красота» - январь 2019

Рекомендательный список «Красота русских ремёсел» по книгам И.А.Лыковой -  май 2019 года

 Фоторепортаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.